РДУМ ЯНАО
Религиозная организация «Региональное духовное управление мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа в составе Центрального духовного управления мусульман России»
связаться с нами

«В советское время даже не могли представить, что на Ямале будут строить мечети»: Муфтий Ямала Хайдар хазрат Хафизов об исламе и связанных с ним стереотипах

Глава Регионального духовного управления мусульман ЯНАО Хайдар хазрат Хафизов рассказал о том, удалось ли достичь религиозной толерантности на Ямале, что мешает и способствует развитию традиционного ислама в округе и насколько выросла мусульманская умма в связи с увеличившимся потоком мигрантов.

Хайдар хазрат, здравствуйте. Безусловно, с ростом количества мигрантов на Ямале увеличилась и мусульманская умма. Как удается объединить столь «разношерстный» контингент — вера одна, но языки, культура и менталитет очень разные?

Мы хотим или нет, геополитические цели миграции в истории страны, в истории человечества они повторяются. Я немного не согласен с выражением «разношерстные», наверное, уместнее сказать разновидность национальностей. Мы, россияне, тем и сильны, что у нас многоконфессиональное и многонациональное общество, как букет цветов, когда в букете много цветов, то это красиво. Действительно, в последние 10-15 лет бывшие соотечественники по бывшему Союзу, а ныне стран СНГ- это представители Таджикистана, Узбекистана, Киргизстана и Азербайджана в какой-то степени, едут к нам. И это здорово, потому что нас исторически связывает. И нам мусульманам нечего делить, у нас вера одна. Все мусульмане молятся в сторону Каабы, у нас священная книга одна, аяты священного Корана говорят «держитесь за веру в Аллаха и не разделяйтесь». Этим все и сказано.

На Ямале много мечетей, первая из них которая? И знаю, что многие были построены благодаря инициативе не только местных властей, но и за счет нефтяников, газовиков, верующих. Кого можете отметить?

Храмы строятся всем миром. Но необходимо быть реалистичным и понимать, что на Севере только на пожертвования прихожан построить мечеть нереально, потому что многомиллионные затраты.  Благодарен меценатам и компании «Газпром», руководителям городов и градообразующих предприятий Ноябрьска, Муравленко, Губкинского и других муниципалитетов.

В последнее время религии, в том числе и ислам перестали быть уделом старых и больных. В стенах храмов много молодежи. Что привлекает их? Это стало модным? Или они здесь потому что в поиске вечных ценностей?

В советские времена говорили «религия-это опиум для народа, старики поумирают, мы сможем смело закрывать мечети и церкви», но вы одно поймите, религия-это удел Всевышнего. Главное, чтобы молодежь не уходила в радикальные течения, экстремизм, сектантство. Были моменты, когда нашу молодежь хотели увести в неправильном направлении. Это Северный Кавказ пережил, Татарстан, Башкортостан в какой-то мере. И сегодня молодые люди идут осознанно в храмы, где они находят утешение и искренность.

Не могу не спросить про браки? Встречаются мусульмане, у которых по несколько жен. Не противоречит ли это российскому законодательству? В мусульманских республиках РФ не раз поднимали вопрос о легализации таких браков. На Ямале подобное обсуждали на правительственном уровне?

На Ямале законопроект не обсуждался, но российскому законодательству это противоречит.  Есть люди, которые живут этим принципом, в Коране написано, что можно жениться и на трех, и на четырех женщинах, между тем, отмечено, что «вы не сможете быть справедливым ко всем одинаково, поэтому для вас лучше одна». Еще один момент-сегодня количество одиноких женщин преобладает над одинокими мужчинами. И быть может, став второй женой, такая женщина и ее дети станут защищенными. Это еще не вошло в нашу среду, но закон Аллаха ни я, ни другие не могут отменить.

Ранее были недопонимания со стороны населения, которые касались того, что в Курбан жертвоприношение совершали на территории мечетей. Как удалось это решить? Также часто можно услышать жалобы, что в пятничный намаз автомобили верующих провоцируют пробки на дорогах и занимают все парковки. Есть ли решение этой проблемы?

Были моменты, единичные и в Новом Уренгое, и в других городах. Действительно, это непозволительно, но это было от незнания. Но сегодня таких инцидентов нет.

Удалось ли достичь религиозной толерантности на Ямале? И в чем она заключается? Мне кажется одним из показателей является то, что нет осуждений женщин, которые носят хиджаб. Какие еще предрассудки и стереотипы, связанные с исламом, существуют?

Ямал в числе лидеров по количеству мусульман после этнических республик. В ямальских городах девушек в хиджабах много. И я всегда призываю наших женщин носить красочные платки и одеяния. И мусульманки должны показать красоту ислама в том числе и через внешний вид. В Башкирии есть журнал «Аиша» и у них есть чему поучиться.

Мне кажется, еще один стереотип связан с якобы приниженным положением мусульманской женщины. Развейте этот миф.

Даже в Коране женщине посвящена отдельная сура, про мужчин нет, а про женщин есть. Там прописаны ее права и обязанности, и мы уважаем своих матерей, сестер, дочерей на протяжении всей жизни.  

[wt_locations columns=2 container_class="row" column_class="col-12 col-md-6"/]
Оставьте заявку