К 20-летию Регионального духовного управления мусульман Ямала будет издана книга. В ней отразят историю мусульманской уммы, ее становление и проблемы, связанные с этим процессом. Автор издания — уральский теолог Алексей Старостин. Для сбора материала ученый посетил все ямальские мечети, встречался с представителями исламского джамаата и записывал воспоминания старожилов округа.
Алексей, здравствуйте, вы завершили работу по написанию книги, посвященной ямальскому мусульманству. Как она будет названа и какие основные акценты вы в ней отразите?
Я завершил написание книги, которая будет называться «Мусульмане на берегах Ледовитого океана» (К 20-летию РДУМ ЯНАО в составе ЦДУМ России). Эта книга, начиная с древних времен, со времен Волжской Булгарии и до сегодняшних дней.
Перед тем, как начать писать книгу, вы приехали на Ямал. Побывали во всех мечетях округа. Что можете отметить, есть какая-то специфика, чем отличаются ямальские мечети, допустим, в сравнении с мечетями Екатеринбурга или Свердловской области?
Безусловно, особенности есть. Большинство из них (мечетей) стоят на сваях, что обусловлено вечной мерзлотой и необходимостью выдерживания прочности конструкций. Архитектурно они более плотные, теплые. Особенностью также является, что «тахаратная» (место для совершения омовения) находится в здании мечети, а не в отдельно стоящем помещении, как на «земле». Это обусловлено опять-таки целесообразностью сохранять тепло в условиях низких температур. В целом, на Ямале имеется большая специфика в реализации жизни верующих – это полярный день и полярная ночь. Нам известен этот богословский вопрос со времен Волжской Булгарии, Шигабутдина Марджани о том, что время вечернего намаза не заходит в положенное время суток, поэтому верующие вашего региона постятся или совершают намаз по тобольскому времени, по времени ближайшего региона, где это условие соблюдается. Я на Ямале бывал много раз, впервые побывал там в 2012 году. Лет десять назад были большие проблемы с халяль-продуктами, это была редкость. Людям приходилось скажем так «изворачиваться» для того, чтобы эти продукты достать. Почему и появились фермерские хозяйства. Либо покупали оленей и резали их согласно исламскому вероучению. Сегодня эта проблема решена полностью. При каждой мечети почти каждую пятницу разворачивается мини-рынок, где торгуют колбасами, мясными продуктами, привезенными из Дагестана, Тюмени и других регионов страны. Также халяль-продукция есть и в сетевых магазинах. То есть все условия для мусульман созданы на Ямале. И это радует, что за 10 лет такая эволюция в жизни простых верующих произошла.
Как можете охарактеризовать мусульманскую умму, джамаат, который проживает на Ямале и какова ваша оценка квалификации местных имамов?
Если говорить о верующих, то ваш регион очень разнообразен в этническом плане, у вас представлены практически все народы, которые жили на постсоветском пространстве. Это было обусловлено в свое время привлечением специалистов из нефтедобывающих регионов во время нефтегазового «бума» в 60-70 годы, когда ваши города и возникли. Люди ехали из Чечни, Татарстана, Башкортостана, Азербайджана, это регионы, где традиционно нефтепромыслы были развиты. Люди приезжали, оставались. После распада СССР уже к ним приезжали родственники, знакомые, односельчане. Так и формировалась многонациональная умма. Хочу отметить, они живут дружно, не конфликтуют, поддерживают друг друга. Я на Ямале пробыл 2 недели. За это время я пообщался с более, чем со 100 респондентами. Все они отмечали, что на Севере удалось сохранить фактически атмосферу Советского Союза в области межнациональной дружбы. Что касается имамов, то я разговаривал со всеми вашими священнослужителями, так как побывал во всех мечетях. Большинство имамов проживают около 10 и более лет, это — солидный срок. Не каждый сможет работать в таких тяжелых климатических условиях, начинали они свою деятельность, порой не имея элементарных удобств. Зная специфику Севера, они умеют контактировать с прихожанами различных национальностей и очень интересные люди сами по себе. Есть имамы-полиглоты, которые освоили языки прямо здесь, общаясь с прихожанами. Есть имамы, которые много где побывали, где пожили. И этот жизненный опыт вместе с хорошим религиозным образованием помогает им в решении тех задач, которые стоят перед духовными лидерами.
Последние 10-15 лет на Ямале была актуальна проблема роста приверженцев радикальных течений ислама. Велась большая работа муфтията в деле распространения т.н. «традиционного» ислама. Удалось ли достичь баланса или имеют место быть «экстремистские» элементы?
РДУМ при поддержке органов госвласти сумел консолидировать умму, преодолеть тот раскол, который был между мусульманами Ямала. И большую роль в этом играет религиозное обучение. Сегодня запущен проект онлайн-медресе, который позволил людям получать качественный богословский контент прямо из ноутбука или телефона. К тому же при мечетях проводят курсы. Еще одна составляющая-открытость имамов и их деятельность в профилактике экстремизма и терроризма. Они активно принимают участие в работе различных «круглых столов», посещают с лекциями учащихся школ и колледжей. Молодцы ямальские мусульмане, региональный муфтяият, что смогли объединить и успокоить те радикальные движения, которые одно время поднимали, действительно, голову в вашем округе. Но сейчас этого нет, слава богу, все живут мирно и дружно.
В последние годы наметилась тенденция, что в храмах много молодых людей. Как вы считает почему это происходит, почему люди стремятся туда, что они там ищут?
Туда их приводит поиск Бога, поиск самого себя. Это личный мировоззренческий выбор человека. Просто сейчас созданы условия для реализации этого выбора, в Советском Союзе его не было, хотя, разговаривая со стариками, они говорят, что и на Ямале были неофициальные религиозные деятели, которые проводили обряды жизненного цикла. По крайней мере, никах читали, хоронили в соответствии с исламскими традициями. Что меня порадовало, так в мечети Тарко-Сале мне сказали, что у них 300 прихожан и 100 их детей занимаются спортом. Многие люди сочетают веру и спорт. И это здорово! Это выбор каждой семьи, каждого человека. И это право люди реализуют, посещая храмы. Кстати, на Ямале достаточно высокий уровень религиозности, даже выше, чем у нас в Свердловской области, процент верующих выше. Не знаю с чем это связано. Возможно, потому что климат суровый, условия жизни другие.
Завершая наше интервью хотелось вернуться к книге. Когда и каким тиражом ее опубликуют? Где можно будет купить?
Книга будет издаваться чуть менее 200 экземпляров, это такой подарочный юбилейный экземпляр в честь 20-летия РДУМ ЯНАО и 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Тираж будет отпечатан в Екатеринбурге, сейчас идет верстка, после будет передан в муфтият. Впоследствии именно муфтият будет заниматься распространением этой книги. По крайней мере, в каждой мечети она будет. Думаю, что будет и в библиотеках округа, чтобы как можно больше жителей региона смогли ознакомиться с историей ямальского мусульманства. Ибо она берет начало более тысячи лет назад. Мы ведем повествование, что здесь появились исламские предметы, датированные X-XI веками н.э. Их выменивали на ценные меха, которые добывались местными жителями. История показывает серьезный дух людей, которые на пустом месте возводили города, среди первопроходцев немало людей, исповедующих ислам. О них в этой книге тоже упомянуто. И мне кажется всем, кто интересуется историей Ямала будет интересно прочесть эту книгу.